Проблемы самооценки одаренных личностей в художественном творчестве
DOI:
https://doi.org/10.47929/2305-7327_2022.01_30-37Ключевые слова:
художник, психологический портрет, фрустрация, развитие, развитие одаренности, талант, социальный успехАннотация
В статье в качестве малоисследованных объектов рассматриваются представители одаренного класса – художники. Поднимаются ключевые вопросы адаптации художников в социуме, вопросы удовлетворения базовых потребностей с целью углубленного развития одаренности. Показана принципиальная возможность гармонизации творческого самовыражения и социального успеха через саморазвитие художника, предложены психолого-педагогические подходы к разрешению этой задачи. Статья является попыткой ответа на важные вопросы психологии одаренности и психологии искусства: «Как понять творческого человека?», «Что происходит в его голове и что мотивирует к творчеству?». Подобными вопросами задаются не только исследователи, но и обычные люди, которые не разбираются в искусстве, хотя и стремятся его понять.
Библиографические ссылки
Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. – Минск: Беларусь, 1994. – 479 с.
Галин А. Л. Предугадывание ценностей развития в переживании вдохновения // Вестник НГУ. – 2009. – № 1 (10). – С. 102–105. – (Серия «Педагогика»).
Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: «Питер», 2002. – С. 258–259.
Гудзовская А. А. Что хуже таланта? (Психологические проблемы воспитания одаренных детей) // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2016. – № 1 (37). – С. 135–137.
Ермолаева-Томина Л. Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей // Вопросы психологии. – 1977. – № 4. – С. 74–84.
Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: «Питер». – 2009. – 434 с. – (Серия «Мастера психологии»).
Лазурский А. Ф. Избранные труды по психологии / Ин-т психологии. – М.: Наука, 1997. – (Серия «Памятники психологической мысли»).
Михайлова О. Б. Детерминанты инновационности личности // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. – 2012. – № 5. – С. 61–68. – (Серия «Философские, социальные и естественные науки»).
Петухова Т. И. Эстетическая эмпатия как эмотивный когнитивный механизм формирования смысла в искусствоведческом дискурсе // Когнитивные исследования языка. – 2018. – № 34. – С. 571–575.
Турченко В. Н. Классическая и неклассическая наука: парадоксы и парадигмы // Образование в Сибири. – 2008. – С. 8–14.
Урываев В. А. Классификация личностей А. Ф. Лазурского – теория личности, опередившая время // Психология: Современные направления междисциплинарных исследований: Материалы науч. конф., посвященной памяти члена-корреспондента РАН А. В. Брушлинского. – М., 2003. – С. 478–487.
Фрей д З. Художник и фантазирование. – Москва: Издательство «Республика», 1995.
Шэффер Д. Дети и подростки: Психология развития. – 6-е изд. – СПб.: «Питер». – 2003. – 499 c. – (Серия «Мастера психологии»).
Gibson C., Folley B. S., Park S. Enhanced divergent thinking and creativity in musicians: A behavioral and near-infrared spectroscopy study // Brain and cognition. – 2009. – Vol. 69. – № 1. – P. 162–169.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Юлия Юрьевна Евтушенко-Вард
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.