Коллективное и индивидуальное в художественном сообществе (на материале художественных объединений второй половины XIX века)
Artist Collectives in the Second Half of the 19th century
Ключевые слова:
художественное сообщество, коллективные действия, коллективная деятельность, коллективный субъектАннотация
Статья посвящена исследованию феномена художественного сообщества в контексте теории коллективной деятельности и коллективного субъекта. Поднимается проблема типологии художественных сообществ. Тема рассматривается на материалах отечественных художественных объединений второй половины ХIХ века. Подчеркивается значимость неформального общения в формировании данных объединений как оппозиционных официальным художественным институтам «лабораторий социальности», создающих новые художественные стили, новые социальные формы и модели взаимодействия художников.
Библиографические ссылки
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Арензон Е. Р. От Киреева до Абрамцева. К биографиии Саввы Ивановича Мамонтова (1841 - 1918) // Панорама искусств. Вып. 6. - М.: Советский художник, 1983. - С. 359-382.
Баткин Л. М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1995. - 448 с.
Бобринская Е. «Коллективные действия» как институция // Художественный журнал. - 1999. - №23. - С. 15-18.
Грей Р. П. Уильям Моррис и «Движение искусств и ремесел» // Стиль жизни - стиль искусства. Развитие национально-романтического направления стиля модерн в европейских художественных центрах второй половины ХIХ - начала ХХ века. Россия, Англия, Германия, Швеция, Финляндия. - М.: Государственная Третьяковская галерея, 2000. - С. 75-86.
Гуревич А. Я. Индивид и социум на средневековом Западе. - М.: РОССПЭН, 2005. - 424 с.
Казаринова Д. Б. Теория коллективных действий: политические импликации // Вестник РУДН. Сер. Политология. - 2011. - №3. - С. 71-78.
Кимберг А. Н., Налетова А. С. Концепты индивидуального и коллективного субъектов // Человек. Сообщество. Управление. - 2006. - №3. - С. 17-24.
Климов И. А. В поисках субъекта деятельности // Социальная реальность. - 2006. - №12. - С. 92-97.
Пастон Э. К вопросу о типологической идентификации Абрамцевского художественного кружка среди европейских художественных колоний // Стиль жизни - стиль искусства. Развитие национально-романтического направления стиля модерн в европейских художественных центрах второй половины ХIХ - начала ХХ века. Россия, Англия, Германия, Швеция, Финляндия. - М.: Государственная Третьяковская галерея, 2000. - С. 576-585.
Рогинская Ф. С. Товарищество передвижных художественных выставок. Альбом. - М.: Искусство. 1989. - 174 с.
Репин И. Далекое близкое. - 8-е изд., перераб. и доп. - Л.: Художник РСФСР. - 518 с.
Стернин Г. Ю. Русская художественная культура второй половины ХIХ - начала ХХ века. - М.: Сов. художник, 1984. - 296 с.
Субботина О. В. Между анонимностью и индивидуальностью: проблема авторства в европейском искусстве средних веков // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2016. - Т. 17. - № 1. - С. 128-136.
Туровский М. Б. Культура, личность, история // Туровский М. Б. Философские основания культурологии. - М.: РОССПЭН, 1997. - С. 333-344.
Штомпка П. Социология социальных изменений / пер. с англ.; под ред. В. А. Ядова. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 416 с.
Яновский Б. К. Воспоминания о Врубеле // Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике / сост. Э. П. Гомберг-Вержбинской и Ю. Н. Подкопаевой. - Л.; М.: Искусство, 1963. - С. 248-253.
REFERNCES
Arenzon, Evgeniy R. “Ot Kireeva do Abramtseva. K biografii Savvy Ivanovicha Mamontova.” [“From Kireev to Abramtsev. To the Biography of Savva Mamontov.”]In Panorama iskusstv. Moscow: Sovetskiy khudozhnik, 1986. 359-382. (in Russian).
Batkin, Leonid M. Ital’yanskoe Vozrozhdenie: problemy i lyudi.[Italian Renaissance: Issues and People.] Moscow: Rossiyskiy gosudarstvennyy gumanitarnyy universitet, 1995. (in Russian).
Bobrinskaya, Ekaterina. “”Kollektivnye deystviya” kak institutsiya.” [“”Collective action” as an institution.”] Khudozhestvennyy zhurnal 23 (1999): 15-18. (in Russian).
Grey R. P. “William Morris i «Dvizhenie iskusstv i remesel».” [“William Morris and “Arts and Crafts movement””] In Stil’ zhizni – stil’ iskusstva. Razvitie natsional’no-romanticheskogo napravleniya stilya modern v evropeyskikh khudozhestvennykh tsentrakh vtoroy poloviny ХIХ – nachala ХХ veka. Rossiya, Angliya, Germaniya, Shvetsiya, Finlyandiya. Moscow: Gosudarstvennaya Tret’yakovskaya galereya, 2000. 75-86. (in Russian).
Gurevich, Aron Ya. Individ i sotsium na srednevekovom Zapade. [The individual and society in the medieval West] Moscow: «Rossiyskaya politicheskaya entsiklopediya» (ROSSPEN), 2005. (in Russian).
Kazarinova, Daria B. “Collective Action Theory: the Political Dimension.” Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Politologiya 3 (2011): 71-78. (in Russian).
Kimberg, Aleksandr N., and Anna S. Naletova. “Kontsepty individual’nogo i kollektivnogo subektov.” [“The Concepts of Individual and Collective Agencies”]. Human. Community. Management 3 (2006): 17-24. (in Russian).
Klimov, Ivan A. “V poiskakh sub”ekta deystviya.” [“In Search of the Subject of the Action.”] Sotsial’naya real’nost’ 12 (2006): 92-97. (in Russian).
Roginskaya, Frida S. Tovarishchestvo peredvizhnykh khudozhestvennykh vystavok: Istoricheskie ocherki. [The Association of Traveling Art Exhibitions: Historical essays.]. Moscow: Iskusstvo, 1989. (in Russian).
Repin, Ilya E. Dalekoe blizkoe. [Faraway is near] 8th ed. Khudozhnik RSFSR, 1982.
Sternin, Grigoriy Yu. Russkaya khudozhestvennaya kul’tura vtoroy poloviny XIX veka. Kartina mira. [Russian artistic culture of the second half of the XIX century. Picture of the world.]. Moscow: Sovremenniy khudozhnik, 1984. (in Russian).
Subbotina, Olga V. “Between Anonymity and Individuality: Problem of Authorship in European Art of the Middle Ages.” Vestnik Russkoy khristianskoy gumanitarnoy akademii 1 (17) (2016): 128-136. (in Russian).
Turovskiy, M. B. “Kul’tura, lichnost’, istoriya.” [“Culture, Identity, History.”] In Turovskiy M. B. Filosofskie osnovaniya kul’turologii. Mocow: ROSSPEN, 1997. 333-344. (in Russian).
Sztompka, Piotr. The Sociology of Social Change. Oxford and Cambridge: Blackwell, 1993. (Rus. ed.: Sztompka, Piotr. Sotsiologiya sotsial’nykh izmeneniy. ed. V. A. Yadov. Trans. Vadim V. Radaev. Moscow: Aspekt Press, 1996.)
Yanovskiy, B. K. “Vospominaniya o Vrubele.” [“Memories of Vrubel.”] In Vrubel. Perepiska. Vospominaniya o khudozhnike. ed. E. P. Gomberg-Verzhbinskoy and Yu. N. Podkopaevoy. Moscow: Iskusstvo, 1963. 248-253. (in Russian).
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2017 Social Phenomena
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.